Парусники мира

Лев Николаевич Скрягин - биография

Однажды Лев Скрягин загорал в Харам-Шахере, где его судно стояло под погрузкой орехов на Европу, когда директор-распорядитель мистер Дункан внезапно сообщил: в Ливерпуль из Николаева прибыло новое русское судно "Ал Шамиа", и на нем нет переводчика. Господину Скрягину неотложно лететь в Ливерпуль.

Полетели: Харамшахер, Дамаск, Бейрут, Мальта, Лондон. И тут именем Ее Величества королевы Елизаветы II Льва Скрягина арестовали - за прибытие в Великобританию без визы. Мистер Дункан, до полета обещавший брать все хлопоты на себя, исчез; с трудом удалось сообщить о себе в советское консульство.

Понадобились долгие переговоры, в прошлом чем англичане согласились пропустить Скрягина в Ливерпуль. Но не несложно так пропустить, а направить туда под стражей.

И повели писателя, сочинения которого издаются во многих странах, а книжка о якорях более того применяется как учебник в мореходных школах, по огромным залам аэропорта Хитроу в наручниках. Поднялся ужасный гул и гвалт, люди кричали: "Вот он! Вот он! Наконец-то его поймали!" Сверкали вспышки фотоаппаратов, бежали за молчаливыми полицейскими галдящие репортеры...

Бедный Лев Николаевич не мог брать в прок, чем прогневил англичан, в то время как полисмен не объяснил ему:

- Вы весьма похожи на участника "Великого ограбления поезда", фотографии которого всем известны.

Осенью 1940 года за капитаном второго ранга Николаем Алексеевичем Скрягиным пришли трое: единственный был в темном плаще и галифе с синими кантами, с ним два бойца НКВД с карабинами. Кавторанг, недавно вернувшийся со стажировки в Лондоне, а перед этим закончивший разведшколу ГРУ в Красково, служил начальником отдела внешних сношений наркомата ВМФ.

- Скрягин! - сказал тот, что в галифе. - Одевайтесь! Вы арестованы!

- Покажите ваше удостоверение и ордер на арест, - негромко, чтобы не пробудить десятилетнего сына Льва, сказал кавторанг.

- Вы что? Не видите, кто мы?

Скрягин достал браунинг - дар наркома - и дослал патрон в патронник.

Конвой уехал, а Николай Алексеевич, переложив браунинг в карманчик форменной тужурки, проучил жене никому не раскрывать ворота и поехал прямо к наркому.

Там он сделал вот что: выложил на столик наркома партбилет, удостоверение личности, служебные печати, наган и сказал:

- Если я в чем-либо виновен, те отдайте инструкция о моем аресте вы. Я не хочу, чтоб меня забирали эти люди в сапогах...

Нарком ВМФ Н.Е. Кузнецов не отдал. Скрягииа на заклание НКВД, но решил прибрать его подальше от зрачок могущественной конторы. 12 марта 1941 года Николай Алексеевич был назначен военно-морским атташе при посольстве СССР в Вашингтоне. Так оказался в Америке его наследник, молодой пионер Лева Скрягин.

В СССР американские аттестаты об образовании веры не имели. Только две школы в Москве, в Грохольском и Дегтярном переулках, принимали экзамены на аттестат зрелости экстерном, причем услуга была платной. Экзамены Лев сдал: семь четверок и семь троек. И с этим богатством поехал поступать в Мурманское высшее мореходное училище. Но там его вызвали в спецотдел и спросили:

- Сколько ты заплатил за эту липу?!

- Триста рублей, - открыто ответил Лев.

- Смотреть нужно, за что платишь! 

В типовом бланке аттестата было написано: "Скрягин Лев Николаевич поступил в женскую образцовую школу и при отличном поведении сдал следующие экзамены..." Да, учебное заведение была женской, а надпечатка "экстерн" в верхнем правом углу куда-то пропала...

Отходив год матросом на траулерах "Мурмансельди", он поступил-таки в Мурманскую мореходку. Проучившись год, подался в Одессу - в высшую мореходку. Не закончил - были проблемы с точными науками. Приехал в Москву, поступил в иняз. Тоже не закончил: дальше совершенствоваться в английском ему было уже некуда.

Тут случилась женитьба. Пришлось снимать углы - от родителей помощи он не ждал. Отец сказал прямо: "Раз женился - обеспечивай семью". Сын поступил трудиться на канал им. Москвы инженером. Когда родилась дочка (без сомнения, Марина), с деньгами стало вовсе плохо. Он выстроил на Карамышевской набережной что-то типа будки с печкой, и юная семейство жила там целую зиму.

Нужда и способствовала появлению нового мариниста. В 1961 году в издательстве "Морской транспорт" вышла первая книжка Льва Скрягина "По следам морских катастроф". Позже она выдержала 6 переизданий за рубежом, а в то время как открыла дорогу в море: время от времени Лев Скрягин ходил в рейсы - переводчиком при гарантийщиках на судах, которыми торговал "Судэкспорт"; совершил три кругосветки.

Однажды на греческом теплоходе "Эфтихия" он попал на Кубу. Там столь соблазнов: в глуби острова карнавал, а в глуби моря - гигантские раковины. Нырять за раковинами времени не было: по пути на карнавал за Скрягиным должны были заехать советские геологи. И хитромудрый Лев за три шариковые авторучки выменял у местных рыбаков четыре "королевские кончи". И, удовлетворенный, занес раковины с моллюсками в свою каюту.

С геологами пробыл два дня, а когда вернулся на судно, капитан-грек встретил его достаточно странно:

- Лео, нет ли в вашей каюте покойника?

С чудесными раковинами пришлось проститься, сбросив их в море. Полутораметровые моллюски, хотя и звались королевскими, изрядно воняли. Кубинские милисианос начали подозрительно принюхиваться к "Эфтихии".

Его книги стали выходить с завидной регулярностью: "История якоря", "Последний SOS "Вольтурно", "Как корабль погубил город", "Гибель "Титаника". Вэтого у Льва Николаевича Скрягина вышло на родине 15 книг, которые позже 25 раз переиздавались в разных странах, переведенные на 7 языков. Общий тираж изданного никто не подсчитывал, но это не единственный миллион экземпляров. Количество валюты, заработанной им для страны, было известно только ВААПу, но для автора осталось коммерческой тайной.

Во всех портах, где Льву Скрягину приходилось бывать, он сходил на берег, прихватив с собой веревочку. И выяснял, не вяжут ли в этом месте морские узлы каким-нибудь неведомым способом. Так накопился материал для книги.

Книга "Морские узлы" вышла в свет. В издательстве сказали, что у них не осталось ни одного экземпляра, но в книжном магазине у Красных ворот ещё должны быть. Кинулся туда, но и там также не было.

Тогда Лев наклонился к продавщице и доверительно прошептал:

- Видите ли, я автор этой книги.

Продавщица повела себя чудно. Она торжествующе закричала, повернувшись в сторону подсобки:

- Маруся! Катя! Идите скорее сюда! Тут ещё единственный автор!

Потом он подружился с продавщицами, и оказалось: каждая из них уже была знакома как самое малое с одним "автором" его книги.

Его книги до сих пор переиздают неведомые издательства, считающие для себя оскорбительными финансовые отношения с автором.

Льву Скрягину 70 лет. Всемером (сочинитель, его супруга и 5 котов с военно-морскими кличками) они живут на его пенсионную выплату. Он продолжает работать: составляет словарь английских морских идиом. Фундаментальный работа толщиной в бушприт выходит малыми порциями в ежемесячнике "Морской флот". Перебивается с помощью друзей. Один из благодарных читателей пожертвовал старенький компьютер.

Биография представлена сайтом  www.peoples.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz